Домой Наука и образование Обретение профессионализма студентами российских вузов

Обретение профессионализма студентами российских вузов

4039
0

Как выстраивать обучение для тех, кто после студенческой скамьи приходит в бурно развивающееся производства переработки полимеров, охвативших все сферы нашей жизни?


 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Автор: Игорь Скопинцев,заведующий кафедрой «Полимерное машиностроение» «МАМИ». Доцент, кандидат технических наук.

«Кадры решают всё!», — этот известный всем тезис при том, что в своё время он набил всем изрядную оскомину, никто ещё не оспорил, не отменял и никогда не отменит. Тема подготовки кадров актуальна буквально во всех без исключения сферах деятельности, особенно в промышленности. Особое место в этом вопросе занимает полимер перерабатывающая отрасль. Тонкость заключается, на мой взгляд, в том, что изделия из полимерных материалов встречаются очень часто. Они окружают нас везде и всюду.

Ими заполнено всё жизненное пространство любого современного человека на протяжении всей его жизни, сиюминутно и ежечасно. Наверно поэтому основная часть населения не задумывается над тем, как получают те или иные изделия из пластмасс. Если бы мы задумывались над этим, то поняли бы какая это интересная, увлекательная отрасль. Пожалуй, лишь те, кто уже работает в этой отрасли производства – это осознают. Но пока этого не происходит, и наша отрасль вынуждена постоянно доказывать свою значимость в том числе и в области подготовки кадров, в чём, безусловно, есть свои особенности.

Выделим три основных момента, касающихся этого вопроса: Первое: Профориентационная работа и довузовская подготовка. Такая работа ведётся вузами и направлена на как можно раннее знакомство потенциальных абитуриентов с их будущей профессией. В выигрышном положении находятся те учебные заведения, которые имеют свои крупные довузовские структуры, позволяющие вести подготовку не только по предметам вступительных испытаний, но и широкую профориентационную работу.

В этом случае на ВУЗ приходится большая нагрузка, в том числе и финансовая, так как приобретение современного оборудования по переработке полимерных материалов, даже лабораторного стоит довольно дорого. Если ВУЗ может себе это позволить, то он может получить потенциальных студентов, адаптированных к условиям освоения выбранной специальности. В противном случае мы получим студентов, которые лишь в процессе обучения познакомятся с их будущей профессией.

Второе: Сюда бы я поставил непосредственно процесс обучения в современных реалиях. Он достаточно не простой. Как известно в Российской Федерации заканчивается переход со старой схемы по программе подготовки инженеров на систему «бакалавр-магистр». Само по себе в этом ничего страшного нет.

Некоторые ВУЗы уже давно так работают и выпускают квалифицированных специалистов. Однако следует заметить, что такая схема безусловно применима к гуманитарным направлениям подготовки, тогда как подготовка технических направлений требует всё- таки корректировки. В настоящее время в области переработки полимерных материалов можно готовить бакалавров и магистров согласно новой классификации по следующим направлениям: 18.03.01 «Химическая технология», 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химии, нефтехимии и биотехнологии», 15.03.02 «Технологические машины и оборудование», а также по программе специалитета:15.05.01 «Проектирование технологических машин и комплексов».

Последнее наиболее приемлемо, с учётом того, что в современном производственном процессе уже не всегда можно рассматривать ту или иную единицу оборудования самостоятельно. Скорее всего, речь идёт о комплексе оборудования, в котором тот или иной экструдер, та или иная литьевая машина являются лишь составными частями сложного производства (плёночная и трубные линии, линия грануляции, роботизированные литьевые участки и т.д.). Таким образом, для подготовки специалистов отрасли перспектива есть.

img_9_1381840538

Необходимо лишь чтобы Министерство Образования и Науки РФ выделяло контрольные цифры приёма тем ВУЗам, на кафедрах которых осуществляется подготовка по вышеуказанным направлениям.

Третье: и самое главное – трудоустройство.

Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны отрасли переработки пластмасс катастрофически не хватает кадров. С другой стороны наши выпускники не могут после окончания ВУЗа найти себе работу по специальности. Проблема, на мой взгляд, в том, что отдельные предприятия предъявляют к выпускникам повышенные требования, а участвовать в их подготовке не желают. (Проблема организации практики знакомы многим выпускающим кафедрам). При этом ВУЗ, имеющий свою материальную базу, опять же будет в выигрышном положении (о чём мы говорили выше), но не каждый ВУЗ может это себе позволить.

Может быть, есть смысл начать создавать межвузовские центры под патронажем Союза химиков, Объединения переработчиков пластмасс, крупных профильных научно-иссле- довательских институтов. Тогда бы дело сдвинулось с мёртвой точки. Наши выпускники, и это касается не только «МАМИ», теоретически получают достаточное количество знаний на высоком уровне, однако практи- ческие навыки они получают недостаточно.

Приведу пример в Пекинском химико-технологическом университете соответствующие кафедры и центры периодически обновляют свою материальную базу благодаря фирме «Haitian». ВУЗы и центры (SKZ) Германии обновляются за счёт многочисленных фирм, производящих соответствующее оборудование,на предприятиях ФРГ и т.д. Где же наши «спонсоры»? Понятно, что подобное оборудование у нас практически не производят, но закупать можно. Ждём предложений. Причём руководство ВУЗа от такого оборудования вряд ли откажется, а эффект не заставит себя ждать и будет обоюдным.

И в заключение:  Конечно, времена Пленума ЦК КПСС по химизации народного хозяйства и время таких подвижников как Л.А. Костандов ушли в прошлое, но современная ситуация позволяет как и в то время решать задачи подготовки кадров более качественно и с большим положительным эффектом. Было бы только желание и добрая воля полимерного сообщества.

Статью можно прочесть в журнале «Химия и бизнес» № 1(185) 2014

© Химия и бизнес. Републикация информации  только при указании на источник:  журнал «Химия и бизнес» с активной ссылкой на сайт chembus.ru и статью журнала.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here