Республика Татарстан: движение в будущее

Республика Татарстан: движение в будущее

15797
0

1Рустам Нургалиевич, в последнее время в Республике Татарстан шла мощная модернизация, запускались новейшие производства, проекты, шёл активный поиск путей технологического обновления республики. Но вот пришёл кризис. Находите ли Вы актуальным продолжение прежней промышленной политики в республике?

  Действительно, за последние 5 лет Татарстана сформировался, как один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации.

Ежегодные темпы роста инвестиций в основной капитал составляли, в среднем, около 7%/год. С 2006 года в республике темп роста ВРП на душу населения по паритету покупательской способности превышает среднероссийский показатель. Базируясь на стратегии развития существующих конкурентных преимуществ в экономике республики и переходе к созданию новых, мы решили задачу диверсификации экономики.

Так, например, c 2005 года в Татарстане в результате реализации крупных инве- стиционных проектов доля продукции нефтеперерабатывающей и нефтехи- мической промышленности в структуре промышленного производства выросла с 20,8% до 35,1% на фоне сокращения вклада нефтяной промышленности с 39,4% до 23,7%. Благодаря реализации проекта строительства Комплекса не- фтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО», доля экспорта нефти за 2011-2014 гг. сократилась с 62% до 39% от всего объема добытой нефти в республике. Этот объём был замещён экспортом нефтепродуктов – доля нефтепродуктов в структуре экспорта увеличилась с 16% до 38%.

Считаю крупным достижением Татарстана привлечение в республику ряда крупных мировых компаний в качестве бизнес — и технологических партнёров. Это, прежде всего, крупные мировые компании, которые открыли в республике свои произ- водства – БАСФ, Роквул, Форд, Эйр — Ликид… Сегодня в ОЭЗ «Алабуга» работают 39 резидентов, ещё 6 заявок находятся на рассмотрении. Реализуются проекты с общим объёмом инвестиций 155 млрд.рублей.

Несмотря на сложную ситуацию в экономике страны, действия экономических санкций только за 9 месяцев 2014 года объём прямых иностранных инвестиций составил $401 млн., а это 137% к аналогичному периоду 2013 года. Тем не менее, мы будем продолжать системную работу по улучшению инвестиционного климата. В сложившихся условиях привлечение инвестиций является одной из эффективных антикризисных мер. Я считаю, антикризисные меры должны быть нацелены на развитие промышленности. Поэтому, мы приветствуем меры, принятые Правительством Российской Федерации, по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в сложившихся условиях. Кризис может носить затяжной характер, но наш приоритет — развитие, Татарстан нацелен на развитие. Мы продолжаем работать над разработкой Стратегии «Татарстан – 2030», которая будет принята в виде Закона республики. Ключевая задача для нас остаётся неизменной – обеспечение к 2030 году глобальной конкурентоспособности республиканской экономики в постоянно изменяющемся мире.

— Что представляет сегодня собой нефтехимический комплекс Татарстана
На что и почему Вы ориентируете его производства (модернизация, глубокая переработка, производства полимеров, новых материалов и т.д.).  

— Вам хорошо известно, что предприятия нефтехимии Татарстана занимают значительные доли отечественного рынка по большинству наименований выпускаемой продукции. Сегодня в республике производится более 51% всего объёма выпускаемого в Российской Федерации полиэтилена, 25% полипропилена, 47% всех каучуков, 64% полимеров и сополимеров стирола, а поликарбоната – 100% от общероссийского производства. Потенциал внутреннего рынка, высокая доля импорта по ряду его сегментов являются для нас основой при принятии решений по строительству новых производств и реконструкции существующих.

Сегодня, к сожалению, по многим видам продукции химического комплекса зависимость от импорта превышает порог экономической безопасности. Кроме того, за период 2010 – 2014 гг. темпы прироста импорта химической продукции превысили аналогичный показатель по её экспорту, составив 132% и 123% соответственно. Сегодня доля импорта на внутреннем рынке химической, нефтехимической продукции составляет 33%, а в отдельных подотраслях, по отдельным позициям, достигает 80%-100%.

В частности, доля импорта на рынке химических волокон (63%) более чем втрое превышает порог экономической безопасности. Доля импортной продукции на внутреннем рынке пластмасс составляет более чем 34%, на рынке лакокрасочных материалов более – 26%. Более 80% потребности нефтехимической, нефтеперерабатывающей отраслей в катализаторах обеспечивается за счёт поставок по импорту. Предприятия нефтехимии респу- блики с 1999 года концентрируют научные исследования, инновационную и инвестиционную деятельность в сфере высоких переделов, а именно, в области развития производств импортозамещающей полимерной продукции, переработки пластмасс, каучуков, организации выпуска катализаторов.

Мы взяли курс на развитие полимерперерабатывающих производств малого бизнеса и поставили задачу: перерабатывать в республике до 50% всего объёма производимых в республике пластиков. Так, с 2009 года доля полимеров, переработанных в республике, увеличилась с 15% до 27% в 2013 году. При этом, ежегодный объём выпускаемых пластмасс вырос за это время с 1 млн.тонн до 1 млн.400 тысяч тонн. Такая динамика роста была обеспечена, прежде всего, за счёт мер государственной поддержки, в части создания объектов инфраструктурного обеспечения и налоговых преференций. Наиболее крупные образования – это Технополис «Химград», индустриальный парк «Камские поляны». Здесь создано около 7 тысяч рабочих мест. Действующая с 1999 года внутриреспубликанская система централизованных поставок углеводородного сырья и нефтехимической продукции позволяет обеспечить переработчиков — субъектов малого бизнеса полимерной продукцией «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза». В масштабах страны, мы должны ставить стратегическую задачу по достижению уровня развитых стран по производству и потреблению высокотехнологичной нефтехимической продукции.

— В стране вступил в силу антикризисный план. Каким Вы видите свой антикризисный путь, что притормозите, а что продолжите. Где думаете находить резервы для промышленного роста?

— В Татарстане поддерживаются при- нятые федеральным Правительством антикризисные мероприятия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Главное сейчас – обеспечить работу промышленных системообразующих предприятий, стабилизировать рынок труда, повысить устойчивость банковской системы, стабилизировать и сохранить цены на социально значимые товары и услуги. Мы не знаем, какие тенденции возобладают в этом году на мировых рынках – понижение или повышение мировых цен на углеводородное сырьё, нефтехимическую продукцию — сказать трудно. Но мы должны быть готовы к любому повороту событий. Принятый на федеральном уровне антикризисный план пока только на начальном этапе реализации. У себя, в регионах мы должны очень серьёзно заниматься проблемами, связанными с рынком труда, работать с банками. Малый и средний бизнес, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство сегодня уже ощущают острую нехватку оборотных средств.

В республике на базе Экономического Совета создан Антикризисный штаб, который собирается в еженедельном режиме. Такие же штабы созданы в каждом муниципалитете. Нам важно знать ситуацию на местах и оперативно реагировать на негативные проявления. Мы приняли свой План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Татарстан, утвердили его Распоряжением Правительства республики.

Аналогично федеральному плану, в рамках республиканского Плана устойчивого развития экономики и социальной стабильности предполагается реализация мероприятий по 4 направлениям:

— активизация экономического роста,
поддержка инвестиционных проектов, усиление работ по привлечению инвесторов;

— поддержка ключевых отраслей экономики;

— обеспечение социальной стабильности;

— мониторинг ситуации в экономике и социальной сфере.

Правительство республики утвердило государственную программу на 2015 год, направленную на снижение напряженности на рынке труда. Мы ожидаем, что по итогам реализации программы уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,1%. Особое внимание обращено на ситуацию в моногородах, в первую очередь в Набережных Челнах, на КАМАЗе. С другой стороны, санкции, кризис, девальвация рубля – это мощный стимул к тому, чтобы придать соответствующий импульс развитию отечественной промышленности, занять новые товарные ниши и переориентироваться на импортозамещение.

Эффективным примером антикризисных мероприятий, принятых на уровне республики, являются еженедельные сельскохозяйственные ярмарки, которые этой зимой стали традиционными для жителей Казани, Набережных Челнов. Кроме того, реализуемые в Татарстане программы строительства дорог, капитального ремонта жилья, — всё это способствует стабилизации социально – экономической обстановке в республике. Эти проекты также являются антикризисными программами, которые обеспечивают занятость тысяч людей. Что же касается нефтехимической промышленности, то мы не планируем пережидать кризис в производстве продукции “низких переделов”. В Татарстане завершается реализация ряда крупных отраслевых инвестиционных проектов, которые были начаты в докризисные годы, и в ближайшее время мы планируем открытие новых производств по переработке пластмасс в Индустриальном парке “Камские Поляны”, модернизированного производства бутилкаучуков в ПАО “Нижнекамскнефтехим”.

— Какую роль при этом Вы намерены отводить инновационным центрам?

— Сегодня, несмотря на негативные явления в экономике, падение некоторых показателей развития региона, мы должны говорить о развитии Татарстана в долгосрочной перспективе – 10 лет и более. Наша задача – оставаться инновационным лидером страны. Действующие в республике инновационные центры — Технопарк “Идея”, Технополис “Химград”, КИП “Мастер” и ряд других являются для нас точками роста экономики. Например, реализация проектов Камского территориального инновационно-производственного кластера позволит 2020 году утроить объём производимой в нём высокотехнологичной продукции и достичь уровня 2 трлн.рублей. Поэтому, в рамках реализации утвержденного Правительством республики Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Татарстан, будет усилена поддержка инновационных проектов, в том числе, реализуемых малыми инновационными предприятиями.

Разработки наших учёных востребованы во многих отраслях, — в нефтехимии, машиностроении, энергетике, сельском хозяйстве или медицине. Мы много делаем для развития прочных связей между промышленными предприятиями и нашими университетами, научными и отраслевыми институтами и, можно сказать, что между ними у нас завершается создание системы сотрудничества, направленного на решение технологических и других проблем инновационного развития республики и страны в целом. Мы не собираемся ослаблять здесь свою деятельность. Об этом говорит работа таких инновационных центров, как Центр полимерного инжиниринга, созданного на территории Технополиса «Химград». При поддержке Казанского национального исследовательского технологического университета он успешно предлагает комплексные решения в сфере организации производства: от создания производственной базы до подбора и обучения персонала. Можно привести в например нанотехнологический центр в «Химграде», который занимается внедрением нанотехнологии, а также центры по автокомпнентам, композитам и другие инновационные структуры, которые, несмотря на кризис, продолжают развиваться.

— В своё время Президент России для сокращения отставания российских компаний от ведущих мировых фирм поставил перед бизнесом и страной задачи модернизации и создания высокотехнологических рабочих мест на всех предприятиях России…

— Татарстан это крупнейший нефтехимический кластер. Развивая, обновляя его, мы можем в два-три раза нарастить объёмы промышленной продукции в ближайшие семь-восемь лет. Нефтехимия и нефтепереработка — главные точки роста экономики республики. Их продукция у нас является базой для создания инновационного облика экономики Татарстана. Комплекс играет у нас ведущую роль во всём, даже во внешней торговле, — где он обеспечивает 90 процентов всего объема экспорта Татарстана. Я уверен, в ближайшие годы роль химии и нефтехимии не только в республике, но и в России в целом существенно возрастёт.

Это необходимо поддерживать, если мы решили построить инновационную экономику страны. Однако выполнение современных задач промышленного развития требует работников нового типа, обладающих новейшими отраслевыми компетенциями. Будущая конкурентоспособность республики зависит от качества образования её граждан, динамики развития и степени реализации научно-технического потенциала.

Поэтому на решение этой важной задачи у нас нацелена вся система профессионального образования. В неё интегрированы школы, отраслевые колледжи, ВУЗы и все крупнейшие предприятия нефтегазохимического комплекса. В создаваемых в республике отраслевых ресурсных центрах объединяется потенциал системы образования и предприятий реального сектора экономики. Это наш задел на будущее, потому что совсем скоро сегодняшние выпускники школ будут принимать решения и определять дальнейшее развитие отрасли, Татарстана в целом.

 

 Статью читайте в журнале «Химия и бизнес» № 5-6 ( Спецвыпуск )

 

© Химия и бизнес. Републикация информации только при указании на источник: журнал «Химия и бизнес» с активной ссылкой на сайт chembus.ru и статью журнала.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ