Федеральный закон о химической безопасности

Федеральный закон о химической безопасности

5094
0

47

Повышение качества жизни, защита здоровья граждан, окружающей среды, личного имущества и имущества хозяйствующих субъектов является главной целью развития промышленного производства, в том числе химического и нефтехимического, и внедрения инновационных продуктов. При этом необходимо учитывать, что любое промышленное производство несет в себе потенциал техногенной опасности – механической, радиационной, химической или биологической. Особое место среди техногенных опасностей занимает химическая опасность, специфические особенности которой заключаются в следующем [1]:

 

— потенциально опасные химические вещества (далее – химические вещества) обращаются на множестве промышленных предприятий в процессах производства, транс-портирования, хранения, использования и утилизации продукции в составе сырьевых и вспомогательных материалов, технологических смесей, конечных продуктов и отходов производства;

— химические вещества проявляют свои опасные свойства не только при возникновении чрезвычайных ситуаций, но и при штатном режиме эксплуатации технологического оборудования, поскольку образующиеся продукты, отходящие газы, сточные воды и твердые отходы могут загрязнять окружающую среду;

— химические вещества, попадающие в окружающую среду, могут проявлять свои опасные свойства на значительном удалении от первичных источников загрязнения в результате трансграничного и трансконтинентального переноса и образования зараженных участков, которые могут проявлять себя длительное время;

— химическому воздействию подвержены все представители биосферы при многообразных путях попадания химических веществ в живые организмы и механизмах токсического поражения;

— свойства многих химических веществ, определяющие их негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, недостаточно изучены в силу исключительной вариабельности последствий токсического воздействия.

1

 

Задача обеспечения химической безопасности, т.е. состояния защищенности населения и окружающей среды, при котором риск негативного воздействия опасных химических факторов снижен до приемлемого уровня, в современных условиях становится все более актуальной. Причинами этого являются [2]:

 

— широкое использование химических веществ с высокой токсичностью; 

— накопление в окружающей среде стойких органических загрязнителей; 

— разработка и внедрение в производство химических веществ с недостаточно изученным воздействием на здоровье человека и окружающую среду; 

— использование промышленных технологий, несовершенных в отношении обеспе-чения химической безопасности;

— нарастающее количество химически опасных производственных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами а также территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности; 

— отсутствие эффективных технических решений, касающихся переработки (утилизации) химически опасных отходов производства и рекультивации загрязненных территорий; 

— увеличение риска возникновения аварийных ситуаций на химически опасных производственных объектах из-за нарастающей изношенности технологического оборудования и снижения уровня квалификации персонала; 

— глобализация торговли с возможностью неконтролируемого импорта опасной химической продукции;

— сохранение угроз террористических проявлений в отношении химически опасных объектов или с применением опасных химических веществ.

2

 

В этих условиях для предотвращения угроз химического характера необходимо создание национальной системы государственного управления в области обеспечения химической безопасности с целью:

 

— значительного сокращения использования опасных химических веществ; 

— расширенного внедрения наилучших доступных технологий, обеспечивающих повышение химической безопасности технологических процессов; — уменьшения рисков возникновения аварийных ситуаций на производственных объектах из-за нарастающей изношенности оборудования и снижения уровня квалифика-ции персонала;

— повышения уровня защиты населения и окружающей среды до состояния, при котором отсутствуют недопустимые риски негативного воздействия опасных химических факторов;

— повышение качества информированности населения об угрозах химического характера; 

— создания более благоприятных условий для международного взаимодействия в области обеспечения химической безопасности.

 

Законодательное закрепление  указанных функций требует совершенствования нормативного правового регулирования и государственного управления, прежде всего, путем подготовки и принятия базового Федерального закона «О химической безопасности» [2].

В процессе подготовки проекта концепции Федерального закона «О химической безопасности» по результатам сравнительного анализа структуры законодательства в области химической безопасности зарубежных стран и Российской Федерации показано, что несогласованный подход к регулированию химических веществ, характерный для российского законодательства, во многих случаях приводит к фрагментарности, которая оставляет некоторые химические вещества или стадии жизненного цикла химической продукции неохваченными законодательством и является причиной неэффективного использования имеющихся ресурсов.

 

В противоположность этому, ведущие мировые державы регламентируют химическую безопасность, основываясь на межведомственной координации и согласованных законодательствах, охватывающих все стадии жизненного цикла химической продукции. Из проведенного анализа сделан вывод о том, что при построении национальной системы химической безопасности необходима концентрация функций обеспечения химической безопасности на всех стадиях жизненного цикла химической продукции в одной многофункциональной структуре.   Кроме того, в Российской Федерации в настоящее время не существует законодательного правового акта, регулирующего обеспечение химической безопасности. Технический регламент «О безопасности химической продукции» до сих пор не утвержден, кроме того, он имеет более узкую область применения, чем «химическая безопасность».

 

Всем этим обусловлена актуальность принятия нового Федерального закона, целью кото-рого, согласно указаниям [2], является последовательное снижение до приемлемого уровня риска негативного воздействия опасных химических факторов на здоровье человека и окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла химической продукции. Проведенный анализ показал также, что действующие законодательные акты Российской Федерации содержат лишь отдельные требования в области обеспечения химической безопасности, не рассматривая необходимость:

— предоставления в уполномоченные государственные органы сведений об объемах и степени опасности химических веществ, содержащихся в разрабатываемой, выпускаемой и импортируемой продукции и областях её дальнейшего использования; 

— внедрения наилучших доступных технологий, позволяющих снизить негативное воздействие опасных химических объектов на окружающую среду и здоровье человека;

— разработки перечня сценариев возможного использования химических веществ с целью оценки их безопасности для здоровья человека и окружающей среды; 

— использования согласованной на глобальном уровне международной системе классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС);

— создания региональных баз данных о функционировании опасных химических объектов на территориях субъектов Российской Федерации в рамках государственной ин-формационной системы обеспечения химической безопасности;

— ликвидации накопленного экологического ущерба путём обезвреживания выведенных из эксплуатации химически опасных объектов и рекультивации территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности;

— совершенствования системы подготовки кадров в области химической безопасности.

 

Включение указанных требований в Федеральный закон «О химической безопасности» позволит использовать его как законодательную основу системы государственного управления в области обеспечения химической безопасности Российской Федерации.

Литература

  1.  Горский В.Г., Моткин Г.А., Петрунин В.А. и др. Научно-методические аспекты анализа аварийного риска. – М.: Экономика и информатика, 2002.
  2. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 01.11.2013 № Пр-2573).

Статью читайте в журнале «Химия и бизнес» № 7-8

Приобрести и подписаться на журнал

Наши страницы  Facebook, Twitter, LinkId

© Химия и бизнес. Републикация информации только при указании на источник: журнал «Химия и бизнес» с активной ссылкой на сайт chembus.ru и статью журнала.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ