ИННОВАЦИИ И БИЗНЕС

ИННОВАЦИИ И БИЗНЕС

1542
0

Кто является сегодня заказчиком
и 
потребителем инноваций?

Фёдор Филимонов
Руководитель аналитической группы
НП СРО «Нефтегазохимпроект»

filimonov fedor

Общепринято полагать, что в России весь крупный бизнес сосредоточен лишь в добывающих отраслях, где, как известно, инновациям не всегда уделяют повышенное внимание. Хотя формирование модных в последнее время разнообразных рейтингов наглядно доказывает, что представители банковского сектора, торговые сети и перерабатывающие предприятия, машиностроительные и транспортные холдинги, а также телекоммуникационные компании постоянно входят в первые 50 российских компаний по объему бизнеса! Конечно, к данным рейтингам можно относиться с определенной долей недоверия, но всё-таки явная тенденция к изменению общей структуры крупного бизнеса просматривается весьма очевидно. Развитие вышеуказанных отраслей идет, безусловно, с разной динамикой, но даёт надежду тот факт, что это развитие можно наблюдать во многих направлениях деятельности современного общества. Изначально, для понимания обозначения «крупный бизнес», все же, следует напомнить существующие критерии размеров бизнеса, тем более, что эти критерии за последнее время дважды изменялись! Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 определены критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Микропредприятием признавался бизнес с оборотом до 60 млн руб. и количеством сотрудников, не превышающим 15 человек, малым — до 400 млн руб. и до 100 сотрудников, средним — до 1 млрд руб. и до 250 сотрудников. В начале 2015 года Правительство РФ увеличило в два раза предельные значения годовой выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Соответствующее решение было принято в рамках реализации «антикризисного плана» (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р). По мнению Правительства РФ эта мера позволит расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. Для отдельных категорий предпринимателей критерий годовой выручки составил следующие значения:

• микропредприятия – 120 млн руб.;

• малые предприятия – 800 млн руб.;

• средние предприятия – 2 млрд руб.

То есть крупный бизнес в России сегодня – это бизнес с финансовым оборотом свыше 2 млрд руб. и количеством сотрудников свыше 250 человек. Характер инновационного развития существенно отличается от, часто упоминаемой в последнее время, модернизации. Модернизация, как известно – это комплекс мер по совершенствованию уже существующих технологий, методов, оборудования, и т.д.

А инновации обеспечивают качественно новые технологические решения и товары, востребованные рынком. Другими словами инновации обеспечивают и высокую добавленную стоимость товаров и повышают их конкуренто- способность. Поэтому крупный бизнес должен быть сам заинтересован в постоянном развитии инновационных процессов и сам являться крупнейшим потребителем инноваций.

Таким образом крупный бизнес будет основным заказчиком и потребителем инноваций. И не только в сфере своего непосредственного бизнеса, но и в области управлении бизнесом (информационных технологий, инфраструктурных решений и т.п.) Это в теории, посмотрим что на практике. Заказчиком и потребителем иннова- ций в большинстве западных стран является массовый рынок. Массовый рынок (масс-маркет, mass market) – это сегмент рынка массового спроса и предложения товаров и услуг, потребителями и покупателями которого являются представители широких слоев общества – «массовый потребитель». Т.е. сегмент рынка, рассчитанный на самую многочисленную аудиторию.

Термин «масс-маркет» является противоположным по значению термину «нишевой» рынок (массовый рынок против узкого рынка). Ведущим кластером компьютерных технологий на территории США является Silicon Valley (так называемая «Кремниевая долина» в штате Калифорния, США). Кластер отличается большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством высокопроизводительных компьютерных систем, программного обеспечения, устройств мобильной связи, а также другой передовой продукции сферы информационных технологий.

triangle park

Резидентами Silicon Valley являются около 7 тысяч компаний. Среди них наиболее значимыми в области компьютерных технологий и программирования являются Adobe Systems, Advanced Micro Devices, Apple Inc., Cisco Systems, Intel, Oracle Coгрoration, SanDisk, Symantec и др. Компании, расположенные в Silicon Valley, привлекают до 1/3 ежегодного объёма венчурных инвестиций, которые осуществляются в США.

Производство и исследования в сфере телекоммуникаций проводятся во многих промышленных центрах и технопарках США. Помимо «Кремниевой долины», к их числу можно отнести города Остин и Даллас (шт. Техас), г. Денвер (шт. Колорадо), г. Атланта (шт. Джорджия) и др. В то же время необходимо выделить т.н. “The Research Triagle Park” (шт. Северная Каролина), который сформировался в течение последних тридцати лет и в котором сосредоточены современные научно-исследовательские организации и предприятия. Особенно экспертами отмечается быстрый рост беспроводной телекоммуникационной индустрии в данном регионе. К наиболее известной продукции данного центра, следует отнести “Smart Phone”, “BlackBerry”, устройства GPS. Не трудно заметить, что эти товары безусловно являются товарами массового спроса, в самом широком смысле этого термина. Следует отметить, что в США весьма успешно используют инновационные процессы не только для получения конкретной коммерческой выгоды, но и как инструмент роста занятости населения, расширения товарного разнообразия, реше- ния проблем экологии и т.п.

Экономический прогресс Китая во многом зависит от сферы инноваций. Руководители КНР провозгласили, что «способность к самостоятельному инновационному развитию» является «основой национальной стратегии развития». Многие эксперты однако утверждают, что инновации и диктатура несовместимы. И, пока Китай остается под властью диктатуры, он будет оставаться страной массового производства и обычной промсборки, считают они. Китай вложил значительные сред- ства в развитие «доморощенных» инноваций. Правительство Китая не только убедило Microsoft и Google, чтобы они начали создавать научно- исследовательские центры в Китае, оно также образовало комплекс научных парков по всей стране в надежде на создание китайской Силиконовой долины. В Пекине в одном лишь научном парке Zhongguancun расположены тысячи высокотехнологичных предприятий. В программу инновационных разработок включены и китайские университеты. Пекинский университет, например, создал обучающую программу «Инновации и предпринимательство».

Самые успешные китайские компании, такие как Lenovo и Baidu, производят сейчас недорогие версии западных продуктов или адаптируют западные инновации для китайского рынка. Это особенно актуально в эпоху глобализации. В последнее время китайские компании стали мировыми лидерами массового производства и логистики. Компания Huawei, которая производит телекоммуника- ционную аппаратуру, является мастером рекомбинирующих технологий и доводит их до рынка с молниеносной скоростью. Российский рынок инновационных технологий развивается менее динамично. Поэтому и бизнес и госведомства явно не ждут быстрых результатов. Особенно на мировой арене, где доля отечественных компаний не превышает 1,5 — 2%.

Генератором и стимулятором инновационного развития экономики в России является оборонно-промышленный комплекс (ОПК). В России сложилась уникальная структурная ситуация. Крупнейшие предприятия российского ОПК большую часть своей продукции отправляют на экспорт. В отличие от ВПК западных стран, он имеет ярко выраженную экспортную направленность. По имеющимся оценкам, в США, например, производят 75% вооружения для себя, а остальное – экспортируется. Россия имеет обратную структуру сбыта: лишь около 20% произведенного оружия используется для внутреннего потребления, 80% идёт на экспорт. Хотя ситуация постепенно меняется, в связи с масштабными программами перевооружения российских армии и флота, пропорция дисбаланса внутреннего потребления и экспортных поставок сохраняется.

sochi

Активизации инновационных процессов и трансфера технологий именно на предприятиях ОПК способствует и то, что они обладают доступом к уникальным ресурсам, пользуются поддержкой государства, зачастую более управляемы в рамках созданных государственных и полугосударственных компаний и объединений. Мировой̆ опыт свидетельствует, что именно крупные промышленные объединения являются локомотивами инновационного процесса. Также следует отметить и появление в последнее время новых инновационных проектов на российском рынке информационных технологий. Это прежде всего такие проекты как ОЗОН, КАРПРАЙЗ и другие. Хорошо известно, что инновационная активность зависит от двух факторов – мотивации менеджмента и имеющегося инновационного потенциала.

Соответственно, стимулирование инновационной активности должно осуществляться в направлении роста этих двух факторов. Есть основания полагать, что этой проблематике будет уделено особое внимание при разработке «Стратегии развития России -2030». По крайней мере, именно об этом упоминалось на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015», прошедшем в начале октября 2015 года.

Статью читайте в журнале «Химия и бизнес» № 5-6 (192)

© Химия и бизнес. Републикация информации только при указании на источник:
журнал «Химия и бизнес» с активной ссылкой на сайт chembus.ru и статью журнала.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ